ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)»
Разработал преподаватель информатики: Петрова Оксана Геннадьевна
Целевая аудитория: студенты 1-4 курса
Внеурочное мероприятие «Информационная безопасность в сети Интернет, в рамках Всероссийского Единого урока по безопасности в сети Интернет»
Форма проведения — дискуссия.
Актуальность :
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и
широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает
информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части
использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил
отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав
детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.
Цель: сформировать у студентов активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи:
– ознакомить студентов с правилами ответственного и безопасного поведения в
современной информационной среде, способах защиты от противоправных
посягательств в сети Интернет;
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как
отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной
для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и
сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “ Информационная безопасность в сети Интернет” (Приложение 1).
Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.
Ход занятия
1. Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.
2. Проведение экспресс-опроса участников дискуссии.
3. Беседа преподавателя и студентов строится на основе работы с материалами презентации “ Информационная безопасность в сети Интернет”
4. Подведение итога дискуссии.
Ход дискуссии:
1. Организация урока. Постановка цели урока (3 мин).
1слайд цитата : «Кто владеет информацией – тот владеет миром»
Преподаватель: Добрый день! Я рада вас приветствовать на нашей дискуссии«Информационная безопасность детей и подростков в сетях интернет», которая проходит в рамках в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет.
Наша с вами задача
рассмотреть положительные и отрицательные стороны Интернета, научиться защищать
себя от нежелательной информации.
Развитие глобальной сети изменило
наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь у вас
появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся
на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны,
миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они
воспользуются этой возможностью. Начать нашу дискуссию я предлагаю после
ознакомления с «Памяткой: как правильно вести дискуссию» (Приложение 2), эти правила соблюдаем до конца нашей дискуссии.
Преподаватель:
Давайте ответим на следующие вопросы:
Какую информацию Вы можете почерпнуть в
Интернете?
(материал для занятий,
книги, музыка, фильмы, игры и т.д.)
Всегда ли она полезная? (нет)
Преподаватель: По мере продвижения
к информационному обществу все более острой становиться проблема защиты права
личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов
информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются
компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый
человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе
рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во
вред.
Скажите, пожалуйста, с какие способами
защиты информации вы сталкивались в жизни?
2 слайд Цитата: «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное и полезное становится весьма востребованным талантом»
3 слайд
Преподаватель: Итак тема нашей дискуссии — «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ».
4 слайд
Преподаватель: Мы с Вами ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут
встретиться при работе в сети Интернет и научиться избегать их. Для начала
определимся с тем, что такое информационная безопасность и какие угрозы существуют.
Информационная безопасность- это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам.
Угрозы информационной безопасности:
1. Кража личных данных, утечка информации
2. Вирусы, черви, трояны
3. Спам
4. Хакеры
5. Авторское право, нелицензионное ПО
6. Мошенничество
7. Дезинформация
Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.
Преподаватель:
Перед нами встает вопрос: Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет
безопасной?
Чтобы ответить на этот вопрос для начала, предлагаю поиграть в игру «За или
против». Вы увидите несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы,
отражающие противоположную точку зрения.
5 слайд
- Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это хорошо! (Интернет — страна чудес, на час зашёл… на день исчез!).
- Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!
- Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.
- Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.
- В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!
Ребята высказывают свою точку зрения. После обсуждения — Похвалить!!!
Преподаватель: Продолжаем изучать проблему безопасного интернета и рассмотрим: Какие «виртуальные грабли» лежат у нас на пути?
Какие опасности подстерегают нас?
6
слайд «Виртуальные грабли»
«Интернет-зависимость» — (выступление
студента)
«Вредоносные и нежелательные программы» — (выступление студента)
«Кибермошенничество» — (выступление студента)
«Материалы нежелательного содержания» — (выступление студента)
Преподаватель: Спасибо ребятам за подготовленные доклады и мы продолжаем : Давайте попробуем
выработать правила работы в Интернете.
— Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?
Выработка правил работы в сети Интернет (пример, студенты могут дополнить список правил)
- Не входите на незнакомые сайты.
- Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
- Никогда не посылайте никому свой пароль.
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
- Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
- Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
- Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
7 слайд
Преподаватель: Я вам предлагаю
посмотреть видеоролик. Смотрим видеоролик «Мошенничество в киберпространстве».
После просмотра
Преподаватель: Давайте ответим на вопрос
– «Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?» и попробуем
сформулировать некоторые простые рекомендации (правила)
Правила раздаются студентам как памятка (Приложение 3)
Обобщающее выступление преподавателя: – анализ ситуации, подведение итога дискуссии.
Преподаватель: Сегодня мы увидели, что обеспечение информационной безопасности является одним из важнейших информационных процессов. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
8 слайд Спасибо за активное участие в нашей дискуссии!